Утилизационный сбор на автомобили: бюджетная дружба народов | Сергей Варивода | Ежедневник

Сергей Варивода:Утилизационный сбор на автомобили: бюджетная дружба народов

Утилизационный сбор на автомобили: бюджетная дружба народов

Напомним предысторию вопроса. В августе 2012 года gрезидент России Владимир Путин «по просьбе экологов» ввел утилизационный сбор, взимаемый с производителей и импортеров транспортных средств. За самой идеей введения утилизационного сбора всегда маячили уши протекционизма местных автопроизводителей, однако сбору придали экологическую окраску.

Видимо, так совпало, что введение и последующее увеличение ставок утилизационного сбора синхронизировано во времени с плавным снижением ставок таможенных пошлин на импортируемые автомобили в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию.

Первоначально местных автопроизводителей в России от уплаты сбора освободили в случае предоставления гарантии, что когда-нибудь в будущем изготовитель возместит фактические расходы по утилизации произведенного им транспортного средства. Однако после вмешательства ВТО от дискриминационной идеи пришлось отказаться, поэтому с 1 января 2014 года утилизационный сбор платят все, как автопроизводители, так и импортеры. Правда, злые языки утверждают, что автопроизводителям сумма уплачиваемого сбора возвращается в виде промышленных субсидий.

Наши экологи недолго оставались в стороне от идеи защиты окружающей среды от вредного воздействия утилизируемых транспортных средств, и 4 февраля 2014 года на свет появился указ президента №64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств».

Учитывая, что утилизационный сбор является республиканским экологическим сбором, ему бы и место в Налоговом кодексе. Однако, кроме упоминания в ст.8 НК РБ названия этого сбора, ничего другого в главном налоговом документе Беларуси не найти.

Да и сама система ставок и администрирования утилизационного сбора в стране вызывает много вопросов.

Ставки разные для юридических и физических лиц, для ввозящих автомобили из-за пределов Таможенного союза и перемещающих внутри него, на новые или бывшие в эксплуатации автомобили, на подпадающие под межправительственные соглашения и не указанные в нем.

Тут уж в пору поддержать главу белорусского государства: разобраться в такой налоговой системе не профессионалу не просто.

Впрочем, есть надежда, что специальная межведомственная группа для подготовки предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь поддержит предложение Государственного таможенного комитета и найдет место нормам об утилизационном сборе именно в Налоговом кодексе.

Это позволит придать внутреннюю логику утилизационному сбору, присущую любому республиканскому сбору в стране, исключить льготы индивидуального характера, передать администрирование утилизационного сбора при перемещении автомобилей внутри Евразийского союза из ведения ГТК в ведение налоговых органов.

Согласитесь, расходы на утилизацию транспортного средства не зависят от того, кто и откуда его ввез, новый или «бэу» автомобиль поступил на рынок.

Интеграция утилизационного сбора в общее налоговое пространство с прозрачными и понятными правилами его взимания будет к месту и в свете активно ведущихся переговоров о вступлении нашей страны в ВТО.

Кстати, вопрос о включении утилизационного сбора в Налоговый кодекс с 1 января 2019 года нынче обсуждается и в Российской Федерации. А пока сбор введен федеральным законом «Об отходах производства и потребления», он живет своей жизнью и возможно внесение изменений в условия его взимания в любой подходящий момент.

Так и произошло. Ожидаемое специалистами повышение ставок утилизационного сбора в Российской Федерации состоялось не с начала бюджетного года, но с 1 апреля. А так как 80% белорусского импорта легковых автомобилей – это ввоз из Российской Федерации, то рано или поздно повышение ставок утилизационного сбора в России докатиться и до местного автомобильного рынка.

Напомним, для легковых машин с объемом двигателя до 1 литра российский сбор вырос на 17,86%, до 33 тыс. российских рублей, от 1 до 2 литров – на 90%, до 84 тыс. рублей, от 2 до 3 литров – на 49,3% до 126 тыс. рублей. На автомобили с объемом двигателя 3 и более литров утильсбор остается неизменным и составляет 114,6 тыс. рублей для машин с двигателем объемом от 3 до 3,5 литров и 181,6 тыс. рублей для легковых автомобилей с мотором более 3,5 литров.

Утилизационный сбор для электромобилей увеличился на 14,79% до 32,6 тыс. российских рублей.

Для грузовых машин полной массой до 2,5 тонн сбор вырос на 14,46% — до 14,25 тыс. российских рублей, от 2,5 до 3,5 тонн – на 51,5% (до 30 тыс. российских рублей), от 3,5 до 5 тонн – на 15% (до 28,5 тыс. российских рублей). Для грузовиков массой от 5 до 8 тонн утилизационный сбор составил 31,35 тыс. российских рублей (рост на 14,84%), от 8 до 12 тонн – 38,1 тыс. российских рублей (+14,9%), от 12 до 20 тонн – 41,85 тыс. российских рублей (+14,8%), от 20 до 50 тонн – 82,5 тыс. российских рублей (+14,8%).

В 2016 году правительство Российской Федерации уже индексировало ставки утилизационного сбора на 65%, ссылаясь на ослабление рубля. С тех пор российский рубль только укрепляется, а ставки утильсбора снова повышаются.

Прежде всех на рост ставок утилизационного сбора отреагируют ценники на импортируемые из-за пределов Таможенного союза через территорию Российской Федерации в Беларусь легковые автомобили. При этом при непосредственном ввозе белорусским импортером из-за пределов Таможенного союза транспортных средств ставки не меняются. Стоит лишь напомнить, что таких импортеров в Беларуси практически не осталось.

Исход битвы за доминирование на отечественном автомобильном рынке был предрешен с вступлением в силу технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Так что нынче любые прихоти бюджета Российской Федерации частично приходиться оплачивать и из кармана белорусов.

Подорожание автомобилей не будет одномоментным, окажется растянутым во времени в течение всего года и не затронет стоки ранее везенных автомобилей. Но подорожание будет, ведь за все, в конечном итоге, платит покупатель. В том числе, белорусский.

Политика компенсационных промышленных субсидий может нивелировать негативный ценовой эффект по тем моделям марок автомобилей, производство которых осуществляется в России в режиме промышленной сборки.

В наиболее популярном у белорусов сегменте новых легковых автомобилей с объемом двигателя от одного до двух литров увеличение утилизационного сбора составляет примерно 40 тыс. российских рублей. С учетом уплачиваемого белорусскими автодилерами налога на добавленную стоимость необходимое компенсационное повышение цены составит соответственно около 1650 рублей белорусских или примерно 840 долларов в эквиваленте.

К слову, о повышении ставок утилизационного сбора в самой Беларуси пока ничего не слышно. Напомним, что с осени прошлого года Россия начала взимать утилизационный сбор и на иномарки, которые транзитом идут в Беларусь. При этом в самой Беларуси такие автомобили, а также производимые в России легковые автомобили китайских марок, облагаются сбором повторно. Хотя, очевидно, что логичнее было бы облагать транспортное средство сбором на его утилизацию однократно и в той стране, где оно будет продано конечному покупателю.

Вряд ли рядовому потребителю есть необходимость разбираться во всех тонкостях отечественного и российского законодательства в сфере регулирования утилизационного сбора. Однако, законодателю давно пора навести порядок в хитросплетениях экологического утилизационного сбора и исключить его уплату в бюджеты обоих государств.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.